kikss1 (kikss1) wrote,
kikss1
kikss1

Школа Мендельсона

Борьба за просвещение. Мендельсон принадлежал к

разряду писателей-мудрецов, которые влияют на свое поколение не столько своими

книгами,   сколько   обаянием   своей   нравственной   личности.  Деятельность

Мендельсона как главы кружка была еще важнее его литературной деятельности. Он

умел  вдохновлять  своих  друзей  и  учеников  и  побуждать  их к общеполезной

деятельности.  "Мендельсоновский  кружок"  ставил  себе  две  главные  задачи:

преобразование   еврейского   школьного  воспитания  и  возрождение  еврейской

литературы. Осуществлению обеих этих задач было  положено  основание  еще  при

жизни  Мендельсона.  По  плану  его друга и сотрудника Давида Фридлендера была

основана в Берлине, в 1778 году, первая "еврейская свободная школа", в которой

преподавались  на  немецком  языке  общеобразовательные  предметы,  грамматика

древнееврейского  языка  и  Библия.  Новая  школа  призвана   была   исправить

недостатки старого хедера с его исключительно талмудическим воспитанием.

     Рядом  с  перевоспитанием юношества посредством школы, шло перевоспитание

взрослого  поколения  через  литературу.  Нужно  было  вытеснить  неправильный

раввинский   язык,  употреблявшийся  в  научных  книгах,  и  возродить  чистую

библейскую речь. Ученики Мендельсона образовали в 1783 г.,  в  Берлине,  "Союз

любителей  древнееврейского  языка"  и  основали  свой  журнал  под  названием

"Собиратель" ("Меассеф"), который издавался периодическими  выпусками.  В  нем

помещались  лирические  и  нравоучительные  стихотворения на библейском языке,

статьи научного содержания, исследования по еврейской грамматике и  библейской

письменности,  переводы  образцов  французской К немецкой словесности. Вообще,

сборник по содержанию напоминал отчасти нынешние  журналы  для  юношества,  но

именно благодаря этому он имел успех в тогдашней публике. Сотрудниками журнала

были друзья и ученики Мендельсона - Эйхель, Вайзель, Фридлендер и другие.

     Одним  из  лучших  сотрудников  Мендельсона   был   плодовитый   писатель

Нафтали-Герц  Вайзель  (Воссели) из Гамбурга (1726-1805 гг.). Вайзель принимал

самое  деятельное  участие   в   составлении   мендельсоновского   библейского

комментария   "Биура".   Еще   раньше   он  обратил  на  себя  внимание  своим

замечательным  исследованием  о  библейском  языковедении   ("Галеванон"   или

"Ган-паул").  За этим трудом последовали другие и ряд статей и стихотворений в

"Собирателе". Вайзель писал все свои сочинения на обновленном  древнееврейском

языке, в отличие от Мендельсона, писавшего большей частью по-немецки. Обширная

поэма Вайзеля "Моисеяда" ("Шире тиферет") воспевает  подвиги  Моисея  и  исход

израильтян из Египта в сильных библейских стихах, каких давно уже не создавала

еврейская поэзия. Но больше всего  прославился  Вайзель  свой  борьбой  против

отсталых раввинов, поднявших гонение на новое просвещение в Австрии.

     В  Австрии  царствовал  тогда  просвещенный император Иосиф II (1780-1790

гг.). Заботясь оо улучшении быта евреев в своем государстве, Иосиф издал  указ

об  учреждении  еврейских  начальных  школ для изучения общих наук и немецкого

языка. Этот указ вызвал тревогу  среди  евреев  Австрии,  Богемии  и  польской

Галиции,  присоединенной тогда к австрийской империи. Набожная еврейская масса

и ее духовные пастыри опасались, что новые  школы  будут  отвлекать  народ  от

изучения  закона веры И Талмуда. Иначе смотрели на дело "любители просвещения"

из последователей Мендельсона. Указ Иосифа II они  приветствовали  как  начало

светлой   поры   в  жизни  евреев.  Вайзель  написал  хвалебную  оду  в  честь

"императора-освободителя". Узнав, что раввины недовольны реформами Иосифа  II,

Вайзель  обратился к австрийским еврейским общинам с посланием, напечатанным в

Берлине, в 1782  г.,  под  заглавием  "Слова  мира  и  правды"  ("Дибре  шалом

ве-эмет").   В   этом   послании   он   горячо  увещевал  своих  соплеменников

приветствовать  благодетельные  указы  Иосифа  II  и  доказывал,  что  даже  с

религиозной  точки  зрения  общее  образование и знание государственного языка

обязательны для еврея, ибо без познаний  по  естественным  наукам,  истории  и

географии  нельзя  уразуметь  ни  содержания Талмуда, ни вообще духа иудаизма.

Послание Вайзеля встретило сочувствие только в Триестской  общине,  состоявшей

преимущественно  из  итальянских  евреев;  в остальных же местах оно возбудило

бурю негодования среди ревнителей старины. Главный пражский  раввин  Иехезкель

Ландау  произносил в синагогах громовые проповеди против вольнодумцев. Друзьям

просвещения была объявлена война; их предавали  проклятию  в  синагогах,  а  в

Лиссе   послание   Вайзеля  было  публично  предано  сожжению.  Тогда  Вайзель

обнародовал второе послание, в котором он, защищаясь  от  обвинения  в  ереси,

снова  доказывал  совместимость  общего  образования  с еврейским правоверием.

После этого нападки на Вайзеля прекратились; но война между друзьями и врагами

нового просвещения продолжалась еще много лет.

 

Tags: Мендельсон, Школа, история
Subscribe

  • Моисей Мевдельсон

    Вторая половина XVIII века была для евреев временем перехода от старой жизни к новой. В образованном обществе Западной Европы началось…

  • Время упадка Польши

    После казацких войн польское государство стало постепенно клониться к упадку. Оно только на короткое время усилилось при короле-герое Яне…

  • Легенда о Лукреции

    Традиция рассказывает о кровавой драме, послужившей причиной изгнания Тарквиниев. Главные действующие лица драмы: Секст Тарквиний, старший сын…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments