kikss1 (kikss1) wrote,
kikss1
kikss1

Саббатианцы и франкисты

Вызванное  Саббатаем  Цеви  мессианское

движение последовало за ужасами казацкой резни в Польше.  Измученные  польские

евреи  с жадностью ловили шедшие из Турции слухи о подвигах мнимого мессии. Во

многих местах они готовились даже к скорому исходу в Обетованную землю.  После

отречения лжемессии раввины и благочестивые люди с ужасом отшатнулись от него.

Но в народе  не  улеглось  еще  мессианское  движение.  В  Галиции  и  Подолии

существовали     кружки     "тайных    саббатианцев",    которые    назывались

"шабси-цвинниками" или  сокращенно  -  "шебсами".  Эти  сектанты  пренебрегали

многими  обрядами религии и превратили в праздник пост 9-го Ава (день рождения

лжемессии); одни предавались постоянно покаянию и посту, а другие - веселью  и

распутству.  Встревоженные этой опасной ересью, раввины прибегли к решительным

мерам. Летом 1722 года съезд раввинов во Львове  наложил  строгий  "херем"  на

всех  тайных  саббатианцев,  которые  к известному сроку не отрекутся от своих

заблуждений.  Эта  мера  отчасти  подействовала:  часть  сектантов   созналась

 

публично  в  своих  грехах и приняла на себя покаяние. Но большинство "шебсов"

продолжало упорствовать в своей ереси, и в 1725  г.  раввинам  вновь  пришлось

выступить против них с "херемом".

     Среди этих тайных саббатианцев вырос и получил свое воспитание основатель

новой секты, Яков Франк. Он родился в 1726 г., в Подолии. Отец его, Лейб,  был

исключен  из  еврейской  общины  за  принадлежность к "шебсам" и переселился в

соседнюю Валахию, которая тогда принадлежала Турции. Здесь Яков сначала служил

приказчиком,  а  затем стал развозить товары по городам и деревням. Иногда ему

приходилось ездить с товарами по турецким городам и жить в  Салониках,  центре

саббатианцев.  Он  сблизился  с  вождями  этой  секты  и  усвоил все ее дурные

стороны. Тогда Якову Франку пришла в голову мысль - возвратиться  в  Польшу  и

разыграть   среди  тамошних  тайных  саббатианцев  роль  пророка.  Не  столько

религиозное увлечение, сколько честолюбие и жажда приключений толкали  его  на

этот путь. В 1755 г. Франк появился в Подолии, соединился с главарями тамошних

"шебсов" и стал вещать им те откровения, в которые его  посвятили  салоникские

преемники лжемессии. Сектанты устраивали тайные сходки, где совершали какие-то

странные обряды. Однажды, во время ярмарки  в  местечке  Ланцкороне,  Франк  и

толпа  его приверженцев, мужчин и женщин, собрались в гостинице для совершения

своих религиозных обрядов. Они распевали там свои  гимны,  возбуждали  в  себе

религиозный  дух  посредством  веселья  и  пляски,  причем  мужчины  плясали с

женщинами.  Находившиеся  на  ярмарке   правоверные   евреи   были   возмущены

неприличным  поведением  сектантов.  Они донесли местным польским властям, что

какой-то турецкий подданный волнует народ и распространяет новую веру. Веселая

компания  была  арестована.  Самого  Франка, как иностранца, выслали в Турцию;

приверженцы же его были отданы в распоряжение раввинов  и  кагальных  властей.

Собор  раввинов  в Бродах провозгласил строгий "херем" над всеми приверженцами

Франка, запретил всякое общение с ними и вменил в  обязанность  всякому  еврею

разыскивать и преследовать этих "вредных сектантов".

     Тогда   гонимые   подольские   сектанты   решились   на   отчаянный  шаг.

Представители  их  явились  в  Каменец-Подольск,  к   католическому   епископу

Дембовскому,  и  объявили  ему, что их секта отвергает Талмуд, признает только

"Зогар", как священную книгу каббалы, и верует, подобно  христианам,  что  Бог

един в трех лицах и что мессия-искупитель есть одно из этих лиц. Это заявление

подало епископу Дембовскому надежду обратить сектантов в христианство. Он взял

"контра-талмудистов"  (как  называли  себя  тогда франкисты) под свою защиту и

вызвал раввинов на публичный  диспут  с  ними.  Некоторые  подольские  раввины

явились  в  Каменец, и здесь состоялся религиозный диспут между ними и вождями

секты, в присутствии Дембовского и других католических священников (1757  г.).

Раввины  опровергали  доводы своих противников и уличали их во лжи; но епископ

решил, что правы контраталмудисты. Он  приказал  раввинам  уплатить  в  пользу

сектантов  денежный  штраф;  кроме того, он велел отобрать у подольских евреев

все книги Талмуда и сжечь их. Приказание было  исполнено.  Тысячи  экземпляров

Талмуда  отбирались  у  владельцев,  свозились  в  Каменец  и там сжигались на

площади. Сектанты отомстили своим гонителям и торжествовали.  Неизвестно,  чем

кончилось бы дело, если бы епископ Дембовский вдруг не умер. Сектанты лишились

своей опоры, а кагальные власти снова воздвигли на них гонения.

     В это время возвратился из Турции  Яков  Франк.  Видя  тяжелое  положение

своих  приверженцев,  которые  от  еврейства  отстали,  а  к  христианству  не

пристали, он посоветовал им принять для виду крещение. Подобно  тому,  говорил

он,  как Саббатай Цеви и его близкие приняли наружно ислам, так и его польским

последователям суждено принять христианство; но  в  душе  они  должны  считать

"спасителем",  или "мессией" не Христа, а Саббатая или его наместника, Франка.

В  1759  г.  франкисты  заявили  католическому  духовенству  о  своем  желании

присоединиться  к  церкви.  Их  приняли  с  распростертыми объятиями. Крещение

сектантов совершалось торжественно в  церквах  Львова,  причем  восприемниками

новообращенных  были представители польской знати. Новые христиане принимали и

звания своих крестных отцов - и  таким  образом  вступали  в  среду  польского

дворянства.  Сам  Франк  принял крещение в Варшаве, где его крестным отцом был

король Август III; при этом присутствовали министры, придворные и аристократия

столицы. В крещении Франку дано было имя Иосиф.

     Но  недолго  могли  франкисты притворяться истинными католиками. Польское

духовенство заметило, что они  тайно  еще  придерживаются  своих  верований  и

обычаев,  а  вскоре  все  обнаружилось  путем доносов. Духовенство узнало, что

франкисты притворно приняли христианство для улучшения своего положения, и что

они  на  самом  деле  считают Франка своим "святым паном", преемником Саббатая

Цеви. Тогда, по распоряжению высшей духовной власти.  Франк  был  арестован  и

предан  церковному  суду.  Суд  постановил:  заключить  Франка в Ченстоховскую

крепость и содержать при  тамошнем  монастыре,  дабы  лишить  его  возможности

сообщаться  со  своими  приверженцами.  Двенадцать  лет (1760-1772 гг.) пробыл

Франк в крепости,  но  цель  католического  духовенства  не  была  достигнута.

Франкисты  продолжали поддерживать сношения со своим "святым паном"; иные сами

проникали в Ченстохов или жили в окрестностях города, образуя замкнутую тайную

секту.  Они  видели  в  судьбе  Франка  повторение судьбы "страждущего мессии"

Саббатая, который тоже  некогда  содержался  в  заключении  в  Абидосе.  Франк

воодушевлял своих последователей речами и посланиями; он говорил, что спастись

можно только через  "религию  Эдома",  под  которою  подразумевалась  какая-то

странная смесь христианских и саббатианских идей.

     Только после Первого раздела Польши и взятия Ченстохова русскими войсками

Франк был освобожден из заключения (1772 г.).  В  сопровождении  многих  своих

приверженцев,  он  выехал  из  Польши  и поселился в Моравии. Здесь, и затем в

Австрии, он разыгрывал роль распространителя христианства среди евреев и  даже

приобрел  расположение  Венского двора; но вскоузнали о его прошлом - и он был

вынужден покинуть Австрию. Поселившись в Германии, в Оффенбахе, Франк присвоил

себе титул "барона Оффенбахского"! Здесь он, вместе со своей дочерью Евой, или

"святой панной", стоял во главе тайного кружка  сектантов  и  жил  в  роскоши,

получая деньги от своих польских и моравских приверженцев. После смерти Франка

(1791 г.) секта стала распадаться. Оставшиеся в  Польше  франкисты  постепенно

сливались  с  католическим  населением  и,  наконец,  совершенно  затерялись в

польском обществе.

 

Tags: Саббатианцы, франкисты
Subscribe

  • Школа Мендельсона

    Борьба за просвещение. Мендельсон принадлежал к разряду писателей-мудрецов, которые влияют на свое поколение не столько своими книгами, сколько…

  • Моисей Мевдельсон

    Вторая половина XVIII века была для евреев временем перехода от старой жизни к новой. В образованном обществе Западной Европы началось…

  • Время упадка Польши

    После казацких войн польское государство стало постепенно клониться к упадку. Оно только на короткое время усилилось при короле-герое Яне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments